ОПИСАНИЕ
ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
“СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ”
Актуальность. Одна из наиболее актуальных и
центральных проблем в сфере школьного образования является проблема мотивации
обучения. Этот вопрос исследуется достаточно широко, но несмотря на это его
нельзя считать решенным. Мотив
является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и
смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на
20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов, и чтобы заложить
основу для умения и желания учиться, мотивировать ребенка нужно начинать с младшего
школьного возраста [1].
Все педагоги
стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием
добывали новые знания. Ведь
мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием, и
без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на
выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Однако в современных условиях очень часто наблюдается и снижение мотивации к
обучению. Эта проблема знакома
практически каждому учителю. Еще
В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная
это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье
месяцы и годы». Поэтому одна из главных задач в современной школе - создание условий для
формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у
школьников.
Что такое
мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой
- с безразличием?
Мотивация - это
внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение
во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным
видам деятельности[2]. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не
осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
Цель. Cоздание условий для
формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у
школьников.
Задачи:
·
создать
благоприятную атмосферу для повышения мотивации учащихся;
·
раскрыть
особенности использования метода сетевых проектов для повышения мотивации в
обучении и воспитании;
·
определить
условия, влияющие на результативность формирования мотивации.
Объект. Процесс формирования мотивации на уроках и внеурочной
деятельности.
Предмет. Использование сетевого проекта как средства формирования
мотивации.
Проблема мотивации
исследована достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований
в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей
мотивации обучения, начиная с младших школьников, данную проблему нельзя
считать решенной во многих аспектах.
Длительность работы над опытом составила 4 года: сентябрь 2016 - январь
2020.
Ведущая идея опыта – целенаправленное, систематическое использование сетевых
проектов для формирования мотивации.
Методологическую и теоретическую основу опыта составляют положения:
- совокупность
всех мотивов индивида к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного
индивида. Теоретические основы мотивации учения раскрываются А.Н.Леонтьевым;
- в трудах М. А. Данилова,
А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. —
разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения
школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития
личности;
- теоретические
вопросы строения и развития мотивационной сферы личности представлены
в работах психологов Л. И. Божович,
А. Н. Леонтьева.
- большой вклад
в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер, Х. Хекхаузен;
- Г. И.Щукина
высказывает мнение о том, что актуализации эмоций у школьников
способствуют дидактические игры, развивающие познавательную деятельность.
Уточняет факторы активизации учения, конкретизируя её как проблему формирования
мотивации учения школьников средствами познавательной деятельности.
Выделяют пять
уровней учебной мотивации:
I — высокий уровень школьной мотивации,
учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны
и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные
отметки.
II — хорошая
школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью).
Подобный уровень мотивации является средней нормой.
III —
положительное отношение к школе. Школа привлекает таких детей внеучебной
деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, им
нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы меньше
и учебный процесс их мало привлекает.
IV — низкая
школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать
занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные
затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации
к школе.
V —
негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Дети испытывают
серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной
деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во
взаимоотношениях с учителями. Ученики могут проявлять агрессию,
отказываться выполнять задания, следовать тем или иным правилам, нормам.
У данных школьников отмечаются нервно-психические нарушения [4].
Достижению этой
цели во многом способствует организация внеурочной исследовательской и
проектной деятельности учащихся, так как в основе их лежит развитие
познавательных навыков и критического мышления, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Метод сетевого
проекта я использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Одна из причин
необходимости участия в сетевых проектах заключается в том, что многие современные
школьники массу времени проводят за компьютером, играют в различные игры.
Педагог не может «оторвать» ученика от бесполезных и даже вредных занятий, но
он может перенаправить, переориентировать
его интересы в сети Интернет.
Основным видом деятельности в
сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях. Учащиеся приучаются
выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора
совместной деятельности, генератора идей и т.д.), что позволяет формировать не
только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу
всей группы, также учатся познавать мир, ставить проблемы, искать и находить
свои решения, безопасно работать в Интернете.
В проектах могут
принимать участие как ученики с проблемами усвоения учебного материала, так и
одаренные Для них на сайте есть готовые образцы всех заданий. Ребята могут заниматься
поиском информации, фотографировать, рисовать. - они могут в команде исполнять роль капитана,
могут выполнять задания и осваивать сервисы самостоятельно, могут оказывать
помощь другим.
Кроме того, именно
в проектах заключены межпредметные связи, и ребята будут применять свои знания
по предмету «Человек и мир», литературному чтению, русскому и белорусскому
языках, математике, изобразительному искусству, трудовому обучению.
Первый опыт работы
в сетевом проекте я приобрела в 2016 году. Проект «Зачарованный зоомир» был
разработан для учащихся 1-4 классов в самом начале учебного года. Путешествие с
героями рассказов Евгения Чарушина помогло детям плавно, спокойно перейти из
дошкольного мира в мир школьных наук. Этот проект помог первоклассникам начать
формировать первоначальные навыки осознанного чтения, учить “добывать” знания
из книги, из сети Интернет, применять их в практической деятельности. Эта
работа оказала весомую роль в формировании интереса и повышении мотивации к
учению. В «Зачарованном зоомире» мои первоклассники научились работать в
команде, находить информацию в книге, отмечать свои успехи в маршрутном листе.
Следуя инструкциям, ребята распределяли обязанности, сами выполняли все
иллюстрации, ответы к заданиям, обсуждали итоги каждого этапа игры: что
получилось, что не получилось, почему, как сделать лучше в следующий раз. В
ходе сетевого проекта «Зачарованный зоомир» дети научились многому, а самое
главное - успешно вошли в школьную жизнь с положительной мотивацией.
Тема следующего
проекта «Жила на свете сказка». Данный проект помог ребятам научится отличать
сказку от других жанров литературных произведений, выделять основные этапы
сказки, различать народные и авторские сказки, классифицировать их, понимать,
как одни и те же сказочные сюжеты находят отражение в сказочных произведениях
народов мира. В ходе работы над проектом ребята создали собственную авторскую
сказку, нарисовали героев и декорации и инсценировали ее.
После этого у меня
возникло желание сделать свой проект.
И в 2017 году в
рамках Международного образовательного марафона «Купаловские проекты» при
поддержке программы «Интел. Обучение для будущего» был создан проект
«Спасайкина мозаика».
Тема проекта
выбрана была не случайно. Все знают, что «Пожар легче предупредить, чем потушить».
Пожарной безопасности надо учить всю жизнь, и начинать как можно раньше.
Проект разработан
в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Во время проекта
ребята искали ответ на основополагающий вопрос - Как сделать нашу жизнь безопасней?
Проект состоял из пяти этапов.
Во время проекта
ребята изучали информацию, исследовали литературные произведения и планы
эвакуации, совершали экскурсии, создавали совместные продукты.
Продуктами
проектной деятельности детей являются
• Страница команды
• Виртуальная газета "Опасный друг"
• "Огненная игротека пазлов"
• "Огненная игротека ребусов"
• Толковый словарь Спасайкина
• “Спасайкин Букварь”
• Центральный пульт с памятками "Действия
человека в различных ситуациях при пожаре"
• Парад пожарной техники “На страже огня”
Используя
созданные на основном этапе продукты проектной деятельности, участники команды
планируют и проводят социальную акцию в ходе которой знакомят других с
правилами пожарной безопасности. В заключении проекта проходит рефлексия и
подведение итогов.
Проект был
реализован в 2017/2018 и в 2018/2019
учебных годах.
Участие в сетевом
проекте «Путешествие ПДДШКИ» дало толчок к выбору темы исследовательской работы
«Опасные безопасные дороги агрогородка Геранены».
Одним из самых интересных
для меня и для ребят был сетевой учебный
проект "Белое золото", посвящённый изучению удивительных свойств
соли. Проект был направлен на
создание условий развития детской любознательности; на формирование потребности
самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и
инициативности. Участвуя в проекте, ребята поближе познакомились с
интереснейшей наукой химией, научились создавать карту знаний, провели
занимательные химические опыты, вырастили свои кристаллы из соли.
Работа над
сетевыми проектами очень сблизила и сдружила ребят, они привыкли работать в
команде и без новых дел им скучно. Наверное, поэтому стали предлагать новые
идеи. Так появилась исследовательская работа «Выращивание картофеля разными
способами» и предложенный ребятами новый сетевой проект «Молчаливые свидетели»,
который помог найти информацию об особенностях
постройки замков, познакомил с
историей их возникновения, с великолепием и тайнами, которые хранят их стены. А
создание макета замка позволило моим ученикам реализовать себя в качестве
архитекторов, строителей и дизайнеров.
Для исследования эффективности и
результативности опыта по формированию мотивации школьников посредством сетевых
проектов использовалась методика
диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой (Приложение 1).
Цель методики — выявление
направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности
учащихся. Методика состоит из 20 суждений и предложенных
вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на
специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера
суждения. Обработка производится в соответствии с ключом.
Тест проводился на
протяжении трёх лет с 11 учащимися (последовательно: 2-4 классы). Результаты представлены в виде
графика.
Распределение по уровням мотивации
На основании данного графика можно сделать вывод: количество учащихся с
низким уровнем мотивации за четыре года снизилось
с 23,5% до 0%, а количество учащихся с
высоким уровнем - увеличилось с 41% до 76,4%,
происходило постепенное повышение мотивации.
В сетевых проектах
каждый ребенок смог проявить себя с самой лучшей стороны. У ребят там совсем
другая мотивация, они в игре, у них цель, они сами хотят сделать, ответить,
прочитать. Создаваемые ребятами творческие работы используются на уроках,
транслируются на праздниках. Мы уважаем друг друга и радуемся успехам друзей
так же, как собственным. Когда человеку интересно, и он хочет, то он может
достигнуть гораздо больших вершин.
Данный опыт работы представлялся педагогам школы на заседании методического объединения учителей начальных классов.
Литература
1.
Асеев В. Г. Мотивация
поведения и формирования личности. М., 1976. —158 с.
2.
Бадмаева Н. Ц. Влияние
мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан- Удэ,
2004. — С. 90.
3.
Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение
мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. — 53с.
4.
Зверева Г. Ю. Развитие у
школьников мотивации к учению // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 787-792. —
URL https://moluch.ru/archive/102/23112/ (дата обращения: 23.01.2020).
5.
Дубравина И. В. Возрастная
и педагогическая психология: Учебное пособие — М.: Академия,
2002. — 138 с.
6.
Леонтьев А. Н. Потребности,
мотивы, эмоции. М.: 1971; он же. Деятельность, сознание, личность. — М.:
Политиздат, 1977.
7.
Лернер И. Я. Проблемное
обучение — М., 1974.
8.
Маркова А. К. Формирование
мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.:
Просвещение, 1983. — 96 с
9.
Хекхаузен Х. Основные подходы к изучению
мотивации. Возможные классификации мотивов // Мотивация и деятельность.
М., 1986. Т. С. 18–28, 105–112 /с сокр./ (1, 2)
10.
Щукина Г. И. Активизация
познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Учеб.
пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий