Модуль «Дорогами космических орбит»
- Конкурс рисунков «Огромное небо»
- Информационный час. Устный журнал «Белорусы в космосе»
- Викторина «Дорогами космических орбит»
- Спортивные состязания «Космические эстафеты»
- Мастерская Самоделкина "Ракеты на старте!" (изготовление моделей ракеты из бумаги)
Информационный час
Устный журнал
«Белорусы в космосе»
Цель:
- расширять знания о
космосе;
- развивать познавательный
интерес;
·
воспитывать гордость за свою Родину, за своих земляков-космонавтов.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация в Microsoft PowerPoint”.
Ход мероприятия
1. Эмоциональный
настрой. Введение в тему.
Летя сквозь звёздные метели
Из века в век в бездонной мгле,
Земля качала в колыбели
Сынов, рождённых на Земле.
Но, от восторга цепенея
Перед небесной красотой,
Землянин жил одной мечтою:
Однажды породниться с ней.
Сегодня наше занятие мы проведём в
форме устного журнала. Листая его страницы, мы узнаем, какой вклад в освоение человеком
в космоса внесли белорусы.
Итак, открываем первую страницу нашего журнала.
1 страница журнала.
Первый белорусский космонавт Петр
Климук, полет 1973 года
Первым белорусом, который из
космоса увидел Землю, был 31-летний Петр Климук, совершивший с 18 по 26 декабря
1973 года полет на корабле «Союз-13». Он - командир корабля - и напарник -
бортинженер Валентин Лебедев – провели на орбите более 7 суток.
Всего Климук совершил три полета. Всего
он налетал 78 суток 18 часов 18 минут 42 секунды.
Климук – дважды Герой СССР. Высокие
награды он получил после первого и второго полетов.
Родился Петр Климук 10 июля 1942
года в деревне Комаровка, в Брестском районе. Рос в простой крестьянской семье.
Отец погиб на фронте, мать осталась с детьми одна. Как держать рубанок и другим
навыкам его научил дед, а с четвертого класса Климук уже подрабатывал.
В 1991 году Петр Ильич был назначен начальником Центра подготовки космонавтов, который возглавлял по 2003 год. Степень доктора технических наук получил в 2000 году.
2 страница журнала.
Владимир Коваленок, первый белорус,
вышедший в открытый космос
Вторым белорусом, побывавшим в
космосе, стал Владимир Коваленок. Свой первый полет он совершил с 9 по 11
октября 1977 года в качестве командира корабля «Союз-25». Затем он летал с 15
июня по 2 ноября 1978 года и с 12 марта по 26 мая 1981 года. В общей сложности
Владимир Коваленок осуществил три космических полета общей продолжительностью
216 суток 9 часов.
Его второй полет примечателен сразу
несколькими важными для Беларуси фактами. Владимир Коваленок был тогда в полете
139 дней. 29 июля 1978 года он совершил выход в открытый космос совместно с
Александром Иванченковым. Вне корабля космонавты были 2 часа 5 минут.
И во время пребывания Коваленка на
орбитальной станции «Салют-6» туда прилетел Петр Климук это была для него
третья экспедиция.
Климук рассказывал:
- Когда пристыковались, проверили
герметичность – надо переходить. Я постучал по люку, а Володя с обратной
стороны стучит.
Когда открыли люки, Коваленок
сказал: «Заходи, земляк!». Вот так в космосе встретились два белоруса.
На долю Коваленка в космосе выпало
множество испытаний, приходилось буквально выживать, но случаев, которые
вспоминаются с добрым чувством, было больше.
Как-то девочка Таня спросила
Коваленка: «Дядя космонавт, а как горит спичка в космосе?» Вопрос всех поставил
в тупик. И тогда Владимир тайком пронес спичку на борт корабля и зажег ее там.
- Эта история со спичкой была на
уровне хулиганства, но в итоге получился научный эксперимент.
Владимир Коваленок побывал в космосе трижды, в совокупности проведя там 216 суток, в том числе более двух часов в открытом космосе.
3 страница журнала.
Олег Новицкий, четыре полета в
космос
Третьим белорусом в космосе был
Олег Новицкий. Он родился в городе Червень, что в Минской области, а
космонавтом стал уже в России. И пока он единственный из белорусов, кому
удалось побывать в космосе четыре раза. Первый полет Олег Викторович совершил в
2012 году. Он длился 140 и еще трое суток.
Новицкий участвовал в различных
проектах, в том числе расширявших границы космонавтики. Так, из своего третьего
полета он вернулся на Землю вместе с участниками кинопроекта Клима Шипенко и
Юлии Пересильд «Вызов».
Вместе с Мариной Василевской с 23
марта по 6 апреля 2024 в космос летал также Олег Новицкий.
17 ноября 2016 в
ходе второго космического полета он развернул на борту МКС белорусский флаг,
сделал из космоса снимки Минска и других городов Беларуси. Всего Новицкий
осуществил четыре космических полета общей продолжительностью 545 суток и
совершил три выхода в открытый космос. А в открытом космосе Новицкий
провел более 22 часов.
В декабре 2021 года Президент Беларуси Александр Лукашенко вручил Новицкому орден Дружбы народов.
4 страница журнала.
Марина Василевская, первая
белоруска в космосе, что известно
23
марта 2024 впервые в истории суверенной Беларуси в космос отправилась женщина -
Марина Василевская. Она совершила космический полет с космодрома Байконур к МКС
в составе основного экипажа 21-й экспедиции. Продолжительность полета составила
14 суток, из них 12 суток - на российском сегменте МКС. Марина Василевская
выполняла научную программу, разработанную Национальной академией наук Беларуси
совместно с "Роскосмосом" и Российской академией наук.
11 апреля 2024 на торжественной церемонии во Дворце Независимости Президент Беларуси Александр Лукашенко вручил Марине Василевской медаль Героя Беларуси, а также удостоверение космонавта.
5 страница журнала.
Валентина Терешкова, как связана с
Беларусью
16 июня 1963 года состоялся первый
в истории полет женщины-космонавта - Валентина Терешкова совершила его на
космическом корабле «Восток-6».
А родилась Терешкова в Ярославской
области, в крестьянской семье выходцев из Беларуси. Ее отец из Могилевской
области, а мама – из Витебской.
Валентина вспоминала, что в детстве от бабушек научилась говорить по-белорусски. Валентине Терешковой присвоили звание почетного гражданина Витебска и назвали ее именем улицу.
Скафандр для выхода в открытый
космос испытывал Валентин Данилович
Полет в космос – это венец работы,
которую выполняют тысячи и тысячи людей разных профессий. От рабочих и
изобретателей до конструкторов и руководителей полетами.
Одно из важных звеньев –
испытатели. Вернемся еще во времена, когда люди своими жизнями торили дорогу к
звездам.
Парашютиста-испытателя белоруса Валентина Даниловича знал не только первый космонавт Юрий Гагарин, но и Владимир Комаров - первый человек, побывавший в космосе дважды, и первый погибший космонавт, и первый человек, вышедший в открытый космос Алексей Леонов. Данилович испытывал скафандр и методику подготовки космонавтов для выхода в открытый космос.
Инструктор Галлай сказал: «Поехали»
Летчик-испытатель, Герой СССР Марк
Галлай был тем человеком, который непосредственно тренировал и готовил Гагарина
к полету. Корни Галлая – из Волковыска, где жили его родители.
Творец советской космонавтики
Сергей Королев доверил должность инструктора по пилотированию космического
корабля Галлаю.
Галлай придумал, как будет
проходить космический полет, основываясь на своих инженерных знаниях и на…
фантазии.
После возвращения на Землю Гагарин
сказал ему, что все прошло так, как и говорил Марк Лазаревич.
С ним связана и история происхождение знаменитой гагаринской фразы «Поехали!».
Занятия на тренажерах были
индивидуальными. Объяснив задание, Галлай перед нажатием на тренажере кнопки
«Пуск» каждый раз спрашивал:
- К полету готов?
- Готов!
- Ну, тогда - поехали!
Вот это самое «Поехали!» и услышал в 1961-м весь мир.
Подведение итогов
2015-2035 годы - пилотируемые базы-
станции на Луне;
Использованные
источники:
1. Проект «Космические
дороги, ведущие в Гомель». Петр Климук -
https://ggcbs.gomel.by/ru/index.php?newsid=2906
2.
«Поехали!» Собрали 12 фактов о белорусах в
космосе 12 апреля, когда отмечается День космонавтики - https://www.belarus.kp.ru/daily/27591/4917741/
Спортивное состязание
«Космические эстафеты»
Цель:
·
расширять
знания обучающихся о космосе в спортивной игровой форме;
· развивать двигательные умения и навыки детей (быстроту,
ловкость, координацию движений);
·
воспитывать
морально-волевые качества, дружбу, взаимопомощь, здоровый дух соперничества;
Оборудование: обручи, теннисные ракетки, воздушные шары, кубики, емкости
для сбора кубиков, пластиковые тарелки, мячики.
Ход мероприятия
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Ведущий: Здравствуйте,
ребята! Сегодня мы собрались, чтобы провести эстафету. Эстафету не простую, а
космическую. В наших соревнованиях
принимают участие два экипажа. И сейчас нам нужно будет определить
самый спортивный, дружный, ловкий ЭКИПАЖ.
Давайте познакомимся с нашими ЭКИПАЖАМИ.
Капитаны команд (командиры): говорят названия своих экипажей, и команды хором говорят свой девиз.
Ведущий: Команды определены и
готовы, мы приступает к соревнованиям. Чтобы определить самый
спортивный, дружный, ловкий ЭКИПАЖ вам необходимо пройти ряд испытаний. Экипажи,
стройся!
Эстафета 1 «Займи место в ракете»
Ракету человек изобрел
очень давно. Их придумали в Китае много
сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать
фейерверки. Долгое
время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали
использовать на войне.
А в
20 веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в
космос. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли оправились в космос, но его все равно
называют отцом космонавтики.
По
сигналу первый участник каждой команды бежит к «ракете», которая обозначена на
финише конусом, оббегает ее, возвращается к команде, берет следующего игрока и
вместе с ним бегут к «ракете». Первый участник остается возле «ракеты», второй
участник бежит за третьим. И т. д. побеждает та команда, участники которой
быстрее окажутся в «ракете».
Эстафета 2 «Невесомость»
Ребята, кто скажет, почему космонавты в космосе не могут ходить как мы по
земле, а парят в воздухе?
Правильно. Наша планета притягивает к себе все предметы: людей, животных,
камни и т. д. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, а если бросим мяч, то он
возвращается на землю. А когда космический корабль уходит далеко от Земли, то
она уже не притягивает, и космонавты находятся в невесомости, т. е. плавают,
летают... Вот и следующий наш конкурс — это испытание на невесомость.
Каждый участник команды берет в руки теннисную ракетку и располагает на ней
надутый воздушный шар. Необходимо пронести этот шарик на ракетке, не уронив
его. И так по очереди все участники команды, вышедшие к нам на конкурс.
Эстафета 3 «Выход в открытый космос»
Мы с вами очень часто слышим имя человека, впервые
покорившего космос, но сегодня я хочу познакомить вас с именем человека который
впервые вышел в открытый космос.
В 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей
Леонов впервые вышел в открытый космос. В свободном полёте Леонов находился 12
минут и 9 секунд.
Из-за разности давлений скафандр раздувался и
сильно мешал движениям космонавта, что, в частности, сильно затруднило Леонову
возвращение на космический корабль. По итогам этого выхода был сделан вывод о возможности человека выполнять
различные работы в открытом космосе.
Члены команды по очереди бегут к флажку, где на полу лежит гимнастический
обруч. Поднимают его и продевают через голову к ногам. Оставляют обруч возле
флажка и бегут к своей команде. Передают эстафету следующему участнику.
Эстафета 4 «Уборка космического мусора»
Космос постепенно наполняется
мусором. Космический мусор – это
обломки ракет и спутников, кусочки краски, фрагменты обшивки
космических аппаратов, отслуживших свой срок. Некоторый космический мусор может
быть ядовитым. Это остатки несгоревшего
ракетного топлива.
Этот мусор движется в
космическом пространстве с огромной скоростью и может повредить космические
корабли. Космический мусор представляет угрозу не только в космосе, так и на
Земле. Попадая в атмосферу нашей планеты, он сгорает, но самые большие его
куски сгореть не успевают и могут нанести вред всему живому на Земле.
И сейчас мы займемся уборкой космического мусора.
В обруче напротив каждой
команды рассыпаны кубики, а около
каждой команды ставятся пустые ёмкости. Первые участники команд бегут к обручу, поднимают кубик, бегом возвращаются в свою команду кладут кубик в ёмкость, передают эстафету. Выигрывает
команда, которая быстрее соберет все кубики.
Эстафета 5 «Космические зонды»
Для исследования космоса используются
беспилотные, автоматические аппараты, называемые зондами. Они могут добираться
до самых отдалённых мест и передавать ценную информацию. Они делают снимки,
осуществляют измерения, берут пробы грунта космических объектов.
И сейчас вам нужно будет запустить
космические разведывательные зонды (мячики) в кольцо планеты (гимнастический
обруч). Выигрывает команда, у которой будет больше попаданий в кольцо (обруч).
Эстафета 6 «Инопланетяне»
Мы живём на планете Земля. В Солнечной системе существует
еще 8 планет. И поэтому
трудно примириться с мыслью о том, что мы одиноки в бескрайнем космическом
пространстве. Большинство современных астрономов, физиков и философов считают,
что жизнь – распространённое явление во Вселенной, и существует множество миров
с разумной жизнью. Все мы много
раз слышали, что на нашу планету Земля, якобы, прилетают НЛО с пришельцами из
космоса. Их летательные аппараты похожи на летающие тарелки.
Первым игрокам
выдаётся пластиковая тарелочка. Нужно пробежать
до с тарелочкой на голове, не уронив её на пол, передать эстафету следующему. Выигрывает команда, которая
быстрее справиться с заданием.
Ведущий: Ребята, наша «Космическая эстафета» подошла к концу.
Настало время узнать, какой звездный экипаж был лучшим. Слово для поведения
итогов предоставляется жюри.
Подведение итогов, награждение победителей.
Мастерская Самоделкина
"Ракеты на
старте!"
(изготовление моделей ракеты из бумаги)
Цель:
- развивать внимание, смекалку, творческие способности обучающихся;
-
воспитывать интерес, уважение к труду, творчеству людей.
Оборудование:
кисточки,
клей, тряпочка для клея, цветные карандаши или фломастеры, шаблоны ракеты,
двухсторонний скотч, коктейльные трубочки.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, давайте с вами сегодня начнем наше занятие с
хорошего настроения. Пусть каждый по очереди будет поворачиваться к соседу
справа и говорить ему что-то хорошее, доброе, приятное от чего у него появится
улыбка на лице.
2.
Сообщение целей и задач занятия
Молодцы!
А теперь, когда у нас хорошее настроение, я предлагаю приступить к работе. Но
прежде я хочу задать вам несколько вопросов.
-Что
произошло 12 апреля 1961года? (Полетел первый космонавт)
-Как звали первого космонавта? (Юрий Гагарин)
-А как называлась первая ракета? («Восток»)
-
Умники и умницы! Все правильно.
Тема нашего занятия
– «Изготовление модели ракеты».
3.
Последовательность работы
· У каждого есть шаблон. На нём изображены четыре ракеты. Нужно раскрасить их. Цвета
для ракет вы выбираете самостоятельно. Но чтобы ракета в законченном виде
выглядела объёмной, желательно их все раскрасить одинаково.
· Далее все четыре ракеты вырезаются. Вырезанные ракеты
сгибаются пополам вдоль.
· Затем клеем-карандашом промазывается половинка одной
ракеты и склеивается с половинкой другой ракеты. Склеивать стоит как можно
ровнее. С двумя оставшимися ракетами проделываем то же.
· Итак, у вас получились две «полуракеты». Теперь нам нужна
коктейльная трубочка. Если она с «гармошкой» - отрезаем ненужную часть
ножницами.
· Приклеиваем трубочку к одной из «полуракет» внизу, используя
двухсторонний скотч (только обмотайте им исключительно трубочку).
· Вырежьте четыре небольших прямоугольника из красной
бумаги (~4 см х 2 см) и четыре прямоугольника поменьше из жёлтой бумаги (~3 см
х 1,5 см). Это будет имитация пламени, вырывающегося из сопла ракеты.
· Разрежьте все прямоугольники с одной короткой стороны,
чтобы получились как бы язычки пламени.
· Далее необходимо приклеить в нижней части «полуракет»
слева и справа, ближе к середине желтую бумагу (конечно если вы используете
креповую бумагу рекомендую использовать двухсторонний скотч нежели
клей-карандаш).
· Поверх жёлтых прямоугольников приклейте красные.
· На заключительном этапе работы остаётся всего лишь
склеить две «полуракеты» в одну целую. Склеивайте ровно и плотно. Если
получилось не совсем ровно, можно ракету слегка подровнять ножницами.
4.
Правила техники безопасности
Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним,
какие правила техники безопасности мы соблюдаем:
-
Как при работе передаем друг другу ножницы?
-
Верно, и не направляем колюще-режущие предметы в лицо.
-
Молодцы! Итак, ребята, работаем аккуратно, не размахиваем руками, и
карандашами. Поддерживаем порядок на рабочем месте.
5. Физкультминутка
Если в космос мы хотим,
Значит,
скоро полетим.
Самым
дружным будет наш,
Развеселый
экипаж.
Ждет
нас новая ракета,
Для
прогулок по планетам.
На
какую захотим –на такую полетим.
Но в
игре один секрет,
Опоздавшим места нет.
6.
Практическая работа
7.
Подведение итогов работы.
Вот вы и закончили работу. Давайте
посмотрим на наши ракеты. Мы выполнили замечательные летательные аппараты.
Всем
спасибо за совместную творческую работу! Убираем свои рабочие места.
- Мастерим с детьми: ракета из бумаги- https://www.livemaster.ru/topic/3118357-masterim-s-detmi-raketa-iz-bumagi
- «Изготовление модели ракеты» - https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/09/21/izgotovlenie-modeli-rakety
Комментариев нет:
Отправить комментарий