Модуль «Дорогами космических орбит» 

  • Конкурс рисунков «Огромное небо»
  • Информационный час. Устный журнал «Белорусы в космосе»
  • Викторина «Дорогами космических орбит»
  • Спортивные состязания  «Космические эстафеты»
  • Мастерская Самоделкина "Ракеты на старте!" (изготовление моделей ракеты из бумаги)

Информационный час

Устный журнал

«Белорусы в космосе»

Цель:

  • расширять знания о космосе;
  • развивать познавательный интерес;

·        воспитывать гордость за свою Родину, за своих земляков-космонавтов.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация в Microsoft PowerPoint”.

Ход мероприятия

 

1. Эмоциональный настрой. Введение в тему.

Летя сквозь звёздные метели

Из века в век в бездонной мгле,

Земля качала в колыбели

Сынов, рождённых на Земле.

Но, от восторга цепенея

Перед небесной красотой,

Землянин жил одной мечтою:

Однажды породниться с ней.

 

Сегодня наше занятие мы проведём в форме устного журнала. Листая его страницы, мы узнаем, какой вклад в освоение человеком в космоса внесли белорусы.

Итак, открываем первую страницу нашего журнала.

1 страница журнала.

Первый белорусский космонавт Петр Климук, полет 1973 года

Первым белорусом, который из космоса увидел Землю, был 31-летний Петр Климук, совершивший с 18 по 26 декабря 1973 года полет на корабле «Союз-13». Он - командир корабля - и напарник - бортинженер Валентин Лебедев – провели на орбите более 7 суток.

Всего Климук совершил три полета. Всего он налетал 78 суток 18 часов 18 минут 42 секунды.

Климук – дважды Герой СССР. Высокие награды он получил после первого и второго полетов.

Родился Петр Климук 10 июля 1942 года в деревне Комаровка, в Брестском районе. Рос в простой крестьянской семье. Отец погиб на фронте, мать осталась с детьми одна. Как держать рубанок и другим навыкам его научил дед, а с четвертого класса Климук уже подрабатывал.

В 1991 году Петр Ильич был назначен начальником Центра подготовки космонавтов, который возглавлял по 2003 год. Степень доктора технических наук получил в 2000 году.

2 страница журнала.

Владимир Коваленок, первый белорус, вышедший в открытый космос

Вторым белорусом, побывавшим в космосе, стал Владимир Коваленок. Свой первый полет он совершил с 9 по 11 октября 1977 года в качестве командира корабля «Союз-25». Затем он летал с 15 июня по 2 ноября 1978 года и с 12 марта по 26 мая 1981 года. В общей сложности Владимир Коваленок осуществил три космических полета общей продолжительностью 216 суток 9 часов.

Его второй полет примечателен сразу несколькими важными для Беларуси фактами. Владимир Коваленок был тогда в полете 139 дней. 29 июля 1978 года он совершил выход в открытый космос совместно с Александром Иванченковым. Вне корабля космонавты были 2 часа 5 минут.

И во время пребывания Коваленка на орбитальной станции «Салют-6» туда прилетел Петр Климук это была для него третья экспедиция.

Климук рассказывал:

- Когда пристыковались, проверили герметичность – надо переходить. Я постучал по люку, а Володя с обратной стороны стучит.

Когда открыли люки, Коваленок сказал: «Заходи, земляк!». Вот так в космосе встретились два белоруса.

На долю Коваленка в космосе выпало множество испытаний, приходилось буквально выживать, но случаев, которые вспоминаются с добрым чувством, было больше.

Как-то девочка Таня спросила Коваленка: «Дядя космонавт, а как горит спичка в космосе?» Вопрос всех поставил в тупик. И тогда Владимир тайком пронес спичку на борт корабля и зажег ее там.

- Эта история со спичкой была на уровне хулиганства, но в итоге получился научный эксперимент.

Владимир Коваленок побывал в космосе трижды, в совокупности проведя там 216 суток, в том числе более двух часов в открытом космосе.

3 страница журнала.

Олег Новицкий, четыре полета в космос

Третьим белорусом в космосе был Олег Новицкий. Он родился в городе Червень, что в Минской области, а космонавтом стал уже в России. И пока он единственный из белорусов, кому удалось побывать в космосе четыре раза. Первый полет Олег Викторович совершил в 2012 году. Он длился 140 и еще трое суток.

Новицкий участвовал в различных проектах, в том числе расширявших границы космонавтики. Так, из своего третьего полета он вернулся на Землю вместе с участниками кинопроекта Клима Шипенко и Юлии Пересильд «Вызов».

Вместе с Мариной Василевской с 23 марта по 6 апреля 2024 в космос летал также Олег Новицкий.

17 ноября 2016 в ходе второго космического полета он развернул на борту МКС белорусский флаг, сделал из космоса снимки Минска и других городов Беларуси. Всего Новицкий осуществил четыре космических полета общей продолжительностью 545 суток и совершил три выхода в открытый космос. А в открытом космосе Новицкий провел более 22 часов.

В декабре 2021 года Президент Беларуси Александр Лукашенко вручил Новицкому орден Дружбы народов.

4 страница журнала.

Марина Василевская, первая белоруска в космосе, что известно

23 марта 2024 впервые в истории суверенной Беларуси в космос отправилась женщина - Марина Василевская. Она совершила космический полет с космодрома Байконур к МКС в составе основного экипажа 21-й экспедиции. Продолжительность полета составила 14 суток, из них 12 суток - на российском сегменте МКС. Марина Василевская выполняла научную программу, разработанную Национальной академией наук Беларуси совместно с "Роскосмосом" и Российской академией наук.

11 апреля 2024 на торжественной церемонии во Дворце Независимости Президент Беларуси Александр Лукашенко вручил Марине Василевской медаль Героя Беларуси, а также удостоверение космонавта.

5 страница журнала.

Валентина Терешкова, как связана с Беларусью

16 июня 1963 года состоялся первый в истории полет женщины-космонавта - Валентина Терешкова совершила его на космическом корабле «Восток-6».

А родилась Терешкова в Ярославской области, в крестьянской семье выходцев из Беларуси. Ее отец из Могилевской области, а мама – из Витебской.

Валентина вспоминала, что в детстве от бабушек научилась говорить по-белорусски. Валентине Терешковой присвоили звание почетного гражданина Витебска и назвали ее именем улицу.

Скафандр для выхода в открытый космос испытывал Валентин Данилович

Полет в космос – это венец работы, которую выполняют тысячи и тысячи людей разных профессий. От рабочих и изобретателей до конструкторов и руководителей полетами.

Одно из важных звеньев – испытатели. Вернемся еще во времена, когда люди своими жизнями торили дорогу к звездам.

Парашютиста-испытателя белоруса Валентина Даниловича знал не только первый космонавт Юрий Гагарин, но и Владимир Комаров - первый человек, побывавший в космосе дважды, и первый погибший космонавт, и первый человек, вышедший в открытый космос Алексей Леонов. Данилович испытывал скафандр и методику подготовки космонавтов для выхода в открытый космос.

Инструктор Галлай сказал: «Поехали»

Летчик-испытатель, Герой СССР Марк Галлай был тем человеком, который непосредственно тренировал и готовил Гагарина к полету. Корни Галлая – из Волковыска, где жили его родители.

Творец советской космонавтики Сергей Королев доверил должность инструктора по пилотированию космического корабля Галлаю.

Галлай придумал, как будет проходить космический полет, основываясь на своих инженерных знаниях и на… фантазии.

После возвращения на Землю Гагарин сказал ему, что все прошло так, как и говорил Марк Лазаревич.

С ним связана и история происхождение знаменитой гагаринской фразы «Поехали!».

Занятия на тренажерах были индивидуальными. Объяснив задание, Галлай перед нажатием на тренажере кнопки «Пуск» каждый раз спрашивал:

- К полету готов?

- Готов!

- Ну, тогда - поехали!

Вот это самое «Поехали!» и услышал в 1961-м весь мир.


Подведение итогов

- Что нового и интересного узнали сегодня со страниц устного журнала?

Освоение космоса продолжается… Существуют долгосрочные программы поэтапного освоения космоса. Приведу космические прогнозы:

2015-2035 годы - пилотируемые базы- станции на Луне;

2015-2040 годы - пилотируемые экспедиции к Марсу и другим планетам.

Вселенная ждёт! И я уверена, что среди участников этих космических программ обязательно будут белорусы.


презентация «Белорусы в космосе»

Использованные источники:

1.    Проект «Космические дороги, ведущие в Гомель». Петр Климук -

https://ggcbs.gomel.by/ru/index.php?newsid=2906

2.    «Поехали!» Собрали 12 фактов о белорусах в космосе 12 апреля, когда отмечается День космонавтики - https://www.belarus.kp.ru/daily/27591/4917741/

 


Спортивное состязание

«Космические эстафеты»

Цель:

·       расширять знания обучающихся о космосе в спортивной игровой форме;

·       развивать двигательные умения и навыки детей (быстроту, ловкость, координацию движений);

·       воспитывать морально-волевые качества, дружбу, взаимопомощь, здоровый дух соперничества;

Оборудование: обручи, теннисные ракетки, воздушные шары, кубики, емкости для сбора кубиков, пластиковые тарелки, мячики.

Ход мероприятия

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

 

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы провести эстафету. Эстафету не простую, а космическую.  В наших соревнованиях принимают участие два экипажа. И сейчас нам нужно будет определить самый спортивный, дружный, ловкий ЭКИПАЖ.

Давайте познакомимся с нашими ЭКИПАЖАМИ.

Капитаны команд (командиры): говорят названия своих экипажей, и команды хором говорят свой девиз. 

Ведущий: Команды определены и готовы, мы приступает к соревнованиям. Чтобы определить самый спортивный, дружный, ловкий ЭКИПАЖ вам необходимо пройти ряд испытаний. Экипажи, стройся!

 

Эстафета 1 «Займи место в ракете»

Ракету человек изобрел очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне.

А в 20 веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли оправились в космос, но его все равно называют отцом космонавтики.

По сигналу первый участник каждой команды бежит к «ракете», которая обозначена на финише конусом, оббегает ее, возвращается к команде, берет следующего игрока и вместе с ним бегут к «ракете». Первый участник остается возле «ракеты», второй участник бежит за третьим. И т. д. побеждает та команда, участники которой быстрее окажутся в «ракете».  

 

Эстафета 2 «Невесомость»

Ребята, кто скажет, почему космонавты в космосе не могут ходить как мы по земле, а парят в воздухе?

Правильно. Наша планета притягивает к себе все предметы: людей, животных, камни и т. д. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, а если бросим мяч, то он возвращается на землю. А когда космический корабль уходит далеко от Земли, то она уже не притягивает, и космонавты находятся в невесомости, т. е. плавают, летают... Вот и следующий наш конкурс — это испытание на невесомость. 

Каждый участник команды берет в руки теннисную ракетку и располагает на ней надутый воздушный шар. Необходимо пронести этот шарик на ракетке, не уронив его. И так по очереди все участники команды, вышедшие к нам на конкурс.

 

Эстафета 3 «Выход в открытый космос»

 Мы с вами очень часто слышим имя человека, впервые покорившего космос, но сегодня я хочу познакомить вас с именем человека который впервые вышел в открытый космос.

В 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос. В свободном полёте Леонов находился 12 минут и 9 секунд.

Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что, в частности, сильно затруднило Леонову возвращение на космический корабль. По итогам этого выхода был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.

Члены команды по очереди бегут к флажку, где на полу лежит гимнастический обруч. Поднимают его и продевают через голову к ногам. Оставляют обруч возле флажка и бегут к своей команде. Передают эстафету следующему участнику.

 

Эстафета 4 «Уборка космического мусора»

Космос постепенно наполняется мусором. Космический мусор – это обломки ракет и спутников, кусочки краски, фрагменты обшивки космических аппаратов, отслуживших свой срок. Некоторый космический мусор может быть ядовитым. Это остатки несгоревшего ракетного топлива.

Этот мусор движется в космическом пространстве с огромной скоростью и может повредить космические корабли. Космический мусор представляет угрозу не только в космосе, так и на Земле. Попадая в атмосферу нашей планеты, он сгорает, но самые большие его куски сгореть не успевают и могут нанести вред всему живому на Земле.

И сейчас мы займемся уборкой космического мусора.

В обруче напротив каждой команды рассыпаны кубики, а около каждой команды ставятся пустые ёмкости. Первые участники команд бегут к обручу, поднимают кубик, бегом возвращаются в свою команду кладут кубик в ёмкость, передают эстафету. Выигрывает команда, которая быстрее соберет все кубики.

 

Эстафета 5 «Космические зонды»

Для исследования космоса используются беспилотные, автоматические аппараты, называемые зондами. Они могут добираться до самых отдалённых мест и передавать ценную информацию. Они делают снимки, осуществляют измерения, берут пробы грунта космических объектов.  

И сейчас вам нужно будет запустить космические разведывательные зонды (мячики) в кольцо планеты (гимнастический обруч). Выигрывает команда, у которой будет больше попаданий в кольцо (обруч).

 

Эстафета 6 «Инопланетяне»

Мы живём на планете Земля. В Солнечной системе существует еще 8 планет. И поэтому трудно примириться с мыслью о том, что мы одиноки в бескрайнем космическом пространстве. Большинство современных астрономов, физиков и философов считают, что жизнь – распространённое явление во Вселенной, и существует множество миров с разумной жизнью. Все мы много раз слышали, что на нашу планету Земля, якобы, прилетают НЛО с пришельцами из космоса. Их летательные аппараты похожи на летающие тарелки.

 Первым игрокам выдаётся пластиковая тарелочка. Нужно пробежать до с тарелочкой на голове, не уронив её на пол, передать эстафету следующему. Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием.

 

Ведущий: Ребята, наша «Космическая эстафета» подошла к концу. Настало время узнать, какой звездный экипаж был лучшим. Слово для поведения итогов предоставляется жюри.

Подведение итогов, награждение победителей.



Мастерская Самоделкина

"Ракеты на старте!"

(изготовление моделей ракеты из бумаги)

Цель:

- развивать внимание, смекалку, творческие способности обучающихся;

- воспитывать интерес, уважение к труду, творчеству людей.

Оборудование: кисточки, клей, тряпочка для клея, цветные карандаши или фломастеры, шаблоны ракеты, двухсторонний скотч, коктейльные трубочки.

Ход занятия

1.      Организационный момент

- Ребята, давайте с вами сегодня начнем наше занятие с хорошего настроения. Пусть каждый по очереди будет поворачиваться к соседу справа и говорить ему что-то хорошее, доброе, приятное от чего у него появится улыбка на лице.

2.      Сообщение целей и задач занятия

 Молодцы! А теперь, когда у нас хорошее настроение, я предлагаю приступить к работе. Но прежде я хочу задать вам несколько вопросов.

-Что произошло 12 апреля 1961года? (Полетел первый космонавт)

-Как звали первого космонавта? (Юрий Гагарин)

     -А как называлась первая ракета? («Восток»)

- Умники и умницы! Все правильно.

      Тема нашего занятия – «Изготовление модели ракеты».

3.      Последовательность работы

· У каждого есть шаблон. На нём изображены четыре ракеты. Нужно раскрасить их. Цвета для ракет вы выбираете самостоятельно. Но чтобы ракета в законченном виде выглядела объёмной, желательно их все раскрасить одинаково.  

· Далее все четыре ракеты вырезаются. Вырезанные ракеты сгибаются пополам вдоль.

· Затем клеем-карандашом промазывается половинка одной ракеты и склеивается с половинкой другой ракеты. Склеивать стоит как можно ровнее. С двумя оставшимися ракетами проделываем то же.

· Итак, у вас получились две «полуракеты». Теперь нам нужна коктейльная трубочка. Если она с «гармошкой» - отрезаем ненужную часть ножницами.

· Приклеиваем трубочку к одной из «полуракет» внизу, используя двухсторонний скотч (только обмотайте им исключительно трубочку).

· Вырежьте четыре небольших прямоугольника из красной бумаги (~4 см х 2 см) и четыре прямоугольника поменьше из жёлтой бумаги (~3 см х 1,5 см). Это будет имитация пламени, вырывающегося из сопла ракеты.

· Разрежьте все прямоугольники с одной короткой стороны, чтобы получились как бы язычки пламени.

· Далее необходимо приклеить в нижней части «полуракет» слева и справа, ближе к середине желтую бумагу (конечно если вы используете креповую бумагу рекомендую использовать двухсторонний скотч нежели клей-карандаш).

· Поверх жёлтых прямоугольников приклейте красные.

· На заключительном этапе работы остаётся всего лишь склеить две «полуракеты» в одну целую. Склеивайте ровно и плотно. Если получилось не совсем ровно, можно ракету слегка подровнять ножницами.

4.    Правила техники безопасности

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, какие правила техники безопасности мы соблюдаем:

- Как при работе передаем друг другу ножницы?

- Верно, и не направляем колюще-режущие предметы в лицо.

- Молодцы! Итак, ребята, работаем аккуратно, не размахиваем руками, и карандашами. Поддерживаем порядок на рабочем месте.

 

5.    Физкультминутка

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим.

Самым дружным будет наш,

Развеселый экипаж.

Ждет нас новая ракета,

Для прогулок по планетам.

На какую захотим –на такую полетим.

Но в игре один секрет,

Опоздавшим места нет.

6.    Практическая работа 

7.    Подведение итогов работы.

Вот вы и закончили работу. Давайте посмотрим на наши ракеты. Мы выполнили замечательные летательные аппараты.

 Всем спасибо за совместную творческую работу! Убираем свои рабочие места.

 Использованные источники:

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий