Организация проектной и исследовательской деятельности как способ формирования естественнонаучной грамотности учащихся

 

Организация проектной и исследовательской деятельности

как способ формирования естественнонаучной грамотности учащихся

(из опыта работы)

 

 

"Чтобы человек был сытым один день,

дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки,

всю жизнь - научи его ловить рыбу".

                                                   Японская мудрость

 

Естественнонаучная грамотность является одним из предметных компонентов функциональной грамотности, формирование которых начинается в начальной школе.

Структурными элементами естественнонаучной грамотности как предметного компонента функциональной грамотности являются:

– осознание важности научных представлений о природе и окружающей среде;

– проявление познавательного интереса к естественнонаучным предметам;

– формирование умений применять элементарные методы естественнонаучного познания;

– формирование готовности осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач;

– формирование рефлексивных умений оценивать действия человека по отношению к природе.

Как сделать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка? Большие возможности для этого представляют исследовательская и проектная деятельность.

 Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук. 

Не буду задерживать Ваше внимание на теоретических основах проектной и исследовательской деятельности. Только напомню, что проектирование и исследование изначально принципиально разные вещи. Исследование - деятельность учащихся с заранее неизвестным результатом. Оно может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». А проектирование –деятельность учащихся, направленная на достижение конкретного результата: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…

Оба вида деятельности могут быть подсистемами друг у друга. То есть в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование. Например, одним из методов исследовательской работы «Опасные безопасные дороги агрогородка Геранены» был проект «Макет улицы Школьная».

В своей работе я очень широко использую и проектирование, и исследование. И мне хотелось поделиться тем, что получилось у меня.

Определенную трудность вызывает выбор темы работы. Ученики начальных классов – большие «Почемучки». Стоит прислушаться к детям и выбрать ту тему, которая их интересует.

Например, тему исследовательской работы «Выращивание картофеля разными способами” мы нашли на уроке русского языка. Общее в правописании гласных и выращивании картофеля ребята в загадке про картошку. А когда услышали, что в голодные военные и послевоенные годы при посадке использовали не целые клубни, а кожуру, очень удивились. Мы живем в сельской местности, и дети помогали родителям сажать и собирать ее. Поэтому это вызвало у них недоверие. Особенно это удивило сына местного фермера, который занимается картофелем, и, естественно, привлекает к этому детей. Он и выкрикнул: «А давайте и мы попробуем вырастить картошку из кожуры». 

Очень важно услышать это «давайте» и откликнуться. Но не мало важно, я считаю, тема должна быть интересна и учителю. Если тема не будет интересна хотя бы одной из двух сторон, исследование не получится. Тема о посадке картофеля кожурой заинтересовала и меня. Ведь за внедрение такого метода посадки картофеля 22 марта 1943 г. Трофиму Лысенко была присуждена Сталинская премия первой степени.

Исследование началось еще в конце марта, когда начали проращивание, а  собирали урожай в середине сентября. Я очень волновалась, когда настало время копать картошку. Что выросло из тех кожурок и, вообще, выросло ли?

Каково было удивление и у меня, и у моих “почемучек”, и у других людей (родителей, учителей), которые с интересом следили за нашим исследованием. Из кожуры, которую мы привыкли выбрасывать, выросло по 3-6 довольно больших клубней. Взвешивание показало, что 8 маленьких кожур, вес которых не составил и 100 г, дали 4 кг 240 г корнеплодов. Причем мелкой не было. А с половинок собрали картошки только чуть меньше, чем с целых.

Весь собранный урожай мы сдали в школьную столовую. Нам сказали, что его хватит, чтобы варить суп для учащихся нашей школы примерно четыре дня.

Дети были очень взволнованы. Да и я тоже. Мы вместе сделали открытие, что маленькая кожура могла спасти в голодные военные и послевоенные годы не одну жизнь.

Проведя исследовательскую работу, ребята расширили наши знания о картофеле; узнали, как вырастить этот полезный овощ; доказали, что картофель можно вырастить разными способами, а его урожайность зависит от посадочного материала; убедились, что картофель широко используется в кулинарии и народной медицине.

Второй момент, который, по моему мнению, влияет на успех проектной и исследовательской деятельности - это поиск информации по теме, планирование работы. Следует помнить, что учитель играет роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, интернет.

Например, работе "Выращивание плодовых деревьев из семян" предшествовала неудача. Ребята, которые занимались этим исследованием в 3-4 классах, еще в 1 классе пробовали прорастить каштан. Весь учебный год, с октября месяца каштан пролежал в цветочном горшке и не пророс. Был сделан вывод – не были созданы условия для прорастания, просто почвы и влаги не достаточно. И хотя отрицательный результат в исследовании,  это тоже результат. Но для детей, я считаю, гораздо приятнее, важнее, если у них что-то получилось.  

Поэтому, когда ребята захотели попробовать вырастить свои фруктов на подоконнике, я подошла к этому ответственно. Было пересмотрено множество инфомации в Интернете. Ведь хотелось получить положительный результат. И только после этого ребята принесли семена лимона, мандарина, апельсина, яблока и начали проращивание.  Я не буду пересказывать всю исследовательскую работу. Но не только ребята, но я открыла для себя очень много нового. Кроме этого было интересно наблюдать за ребятами, за их эмоциями - удивлением, радостью, восхищением, гордостью. Проросли у нас яблоко, мандарины и апельсины. Яблонька была высажена на клумбу, благополучно пережила уже вторую зиму. И теперь ждет прививку.

Ребятам должна быть предоставлена максимальная самостоятельность. Все, что может сделать ребенок – делает ребенок. Помощь родителей приветствуется. Можно и нужно привлекать к работе родителей. Но очень важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки.

Мне больше нравятся и проекты, и исследования коллективные, когда участвует весь класс (как ученики с проблемами усвоения учебного материала, так и одаренные). Это сплачивает ребят, делает всех «нужными».

И очень здесь важно организовать ребят, распределить работу, дать каждому задание, чуть ли не одновременно. Поэтому нужно заранее все распланировать исходя из интересов и способностей детей.  

 

Многие сетевые проекты способствуют формирование естественно-научной грамотности учащихся.

Проект «Зачарованный зоомир», познакомил рассказами Евгения Чарушина. Следуя инструкциям, ребята распределяли обязанности, сами выполняли все иллюстрации, ответы к заданиям, обсуждали итоги каждого этапа игры: что получилось, что не получилось, почему, как сделать лучше в следующий раз.

Одним из самых интересных для меня и для ребят был сетевой учебный проект "Белое золото", посвящённый изучению удивительных свойств соли. Участвуя в проекте, ребята поближе познакомились с химией, научились создавать карту знаний, провели занимательные химические опыты, вырастили свои кристаллы из соли.

Еще один сетевой проект «Молчаливые свидетели» помог найти информацию об особенностях постройки замков, познакомил с историей их возникновения, с великолепием и тайнами, которые хранят их стены. А создание макета замка позволило моим ученикам реализовать себя в качестве архитекторов, строителей и дизайнеров.

В заключение хотелось бы отметить, что исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта в формировании естественнонаучной грамотности младших школьников.

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий