Организация проектной и исследовательской деятельности
как способ формирования естественнонаучной грамотности учащихся
(из опыта работы)
"Чтобы
человек был сытым один день,
дай ему одну
рыбку, два дня - две рыбки,
всю жизнь -
научи его ловить рыбу".
Японская мудрость
Естественнонаучная
грамотность является одним из предметных компонентов функциональной
грамотности, формирование которых начинается в начальной школе.
Структурными
элементами естественнонаучной грамотности как предметного компонента
функциональной грамотности являются:
–
осознание важности научных представлений о природе и окружающей среде;
–
проявление познавательного интереса к естественнонаучным предметам;
–
формирование умений применять элементарные методы естественнонаучного познания;
–
формирование готовности осваивать и использовать знания о природе для решения
учебных и жизненных задач;
–
формирование рефлексивных умений оценивать действия человека по отношению к
природе.
Как
сделать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и
вместе с тем интересным для ребёнка? Большие возможности для этого представляют исследовательская и
проектная деятельность.
Работа с детьми в рамках начальных основ
исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей
образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже
небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения
результатов в области выбранных наук.
Не буду задерживать Ваше внимание на теоретических
основах проектной и исследовательской
деятельности. Только
напомню, что проектирование и
исследование изначально принципиально разные вещи. Исследование - деятельность
учащихся с заранее неизвестным результатом. Оно может привести к самым разным, иногда и
неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат,
тоже результат». А
проектирование –деятельность учащихся, направленная на
достижение конкретного результата: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести
автомобиль, а изготовил телефон…
Оба вида деятельности могут быть
подсистемами друг у друга. То есть в случае реализации проекта в качестве
одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения
исследования – одним из средств может быть проектирование. Например, одним из методов исследовательской работы
«Опасные безопасные дороги агрогородка Геранены» был проект «Макет улицы Школьная».
В своей работе я очень широко использую и проектирование, и исследование. И мне хотелось
поделиться тем, что получилось у меня.
Определенную
трудность вызывает выбор темы работы.
Ученики начальных классов – большие «Почемучки». Стоит прислушаться к детям и
выбрать ту тему, которая их интересует.
Например, тему
исследовательской работы «Выращивание картофеля разными способами” мы нашли на
уроке русского языка. Общее в правописании гласных и выращивании картофеля
ребята в загадке про картошку. А когда услышали, что в голодные военные и
послевоенные годы при посадке использовали не целые клубни, а кожуру, очень
удивились. Мы живем в сельской местности, и дети помогали родителям сажать и
собирать ее. Поэтому это вызвало у них недоверие. Особенно это удивило сына местного фермера, который занимается картофелем, и, естественно, привлекает к этому детей. Он и выкрикнул: «А давайте и мы попробуем вырастить картошку из
кожуры».
Очень важно услышать это «давайте» и
откликнуться. Но не мало важно, я считаю, тема должна быть интересна и учителю.
Если тема не
будет интересна хотя бы одной из двух сторон, исследование не получится. Тема о
посадке картофеля
кожурой заинтересовала и меня. Ведь за внедрение такого метода посадки
картофеля 22 марта 1943 г. Трофиму Лысенко была присуждена Сталинская премия
первой степени.
Исследование
началось еще в конце марта, когда начали проращивание, а собирали урожай в середине
сентября. Я очень волновалась, когда настало время копать картошку.
Что выросло из тех кожурок и, вообще, выросло ли?
Каково было
удивление и у меня, и у моих “почемучек”, и у других людей (родителей,
учителей), которые с интересом следили за нашим исследованием. Из кожуры,
которую мы привыкли выбрасывать, выросло по 3-6 довольно больших клубней.
Взвешивание показало, что 8 маленьких кожур, вес которых не составил и 100 г,
дали 4 кг 240 г корнеплодов. Причем
мелкой не было. А с половинок собрали картошки только чуть меньше, чем с
целых.
Весь собранный
урожай мы сдали в школьную столовую. Нам сказали, что его хватит, чтобы варить
суп для учащихся нашей школы примерно четыре дня.
Дети были
очень взволнованы. Да и я тоже. Мы вместе сделали открытие, что маленькая
кожура могла спасти в голодные военные и послевоенные годы не одну жизнь.
Проведя исследовательскую работу, ребята
расширили наши знания о картофеле; узнали, как вырастить этот полезный овощ; доказали, что
картофель можно вырастить разными способами, а его урожайность зависит
от посадочного материала; убедились, что картофель широко используется в
кулинарии и народной медицине.
Второй момент, который, по моему мнению,
влияет на успех проектной и
исследовательской деятельности - это поиск
информации по теме, планирование работы. Следует помнить, что учитель
играет роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы,
интернет.
Например, работе "Выращивание плодовых деревьев из семян" предшествовала неудача. Ребята, которые занимались этим исследованием в 3-4 классах, еще в 1 классе пробовали
прорастить каштан. Весь учебный год, с октября месяца каштан
пролежал в цветочном
горшке и не пророс. Был сделан
вывод – не были созданы условия для прорастания, просто почвы и влаги не достаточно. И хотя отрицательный результат в исследовании, это тоже результат. Но для детей, я считаю, гораздо приятнее, важнее, если у них
что-то получилось.
Поэтому, когда ребята захотели попробовать вырастить свои фруктов на подоконнике, я подошла к этому
ответственно. Было пересмотрено множество инфомации в Интернете. Ведь хотелось получить положительный результат. И только после этого ребята принесли семена лимона, мандарина, апельсина, яблока и
начали проращивание. Я не буду пересказывать всю
исследовательскую работу. Но не только ребята, но я открыла для себя очень
много нового. Кроме этого было интересно
наблюдать за ребятами, за их эмоциями - удивлением,
радостью, восхищением, гордостью. Проросли у нас яблоко, мандарины и апельсины. Яблонька была высажена на клумбу,
благополучно пережила уже вторую зиму. И теперь ждет прививку.
Ребятам должна быть предоставлена максимальная
самостоятельность. Все, что может сделать ребенок – делает ребенок.
Помощь
родителей
приветствуется. Можно и нужно привлекать к работе родителей. Но очень важно, чтобы они
не брали на себя выполнение части работы детей. А вот помощь советом,
информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор
поддержки.
Мне больше нравятся и проекты, и исследования
коллективные, когда участвует весь класс (как ученики с проблемами
усвоения учебного материала, так и одаренные). Это сплачивает ребят, делает всех
«нужными».
И очень здесь важно организовать ребят, распределить работу, дать каждому задание, чуть ли не одновременно. Поэтому нужно заранее все распланировать исходя из
интересов и способностей детей.
Многие сетевые проекты способствуют формирование
естественно-научной грамотности учащихся.
Проект «Зачарованный зоомир», познакомил рассказами Евгения Чарушина.
Следуя инструкциям, ребята распределяли обязанности, сами выполняли все
иллюстрации, ответы к заданиям, обсуждали итоги каждого этапа игры: что
получилось, что не получилось, почему, как сделать лучше в следующий раз.
Одним из самых интересных
для меня и для ребят был сетевой учебный проект "Белое золото", посвящённый
изучению удивительных свойств соли. Участвуя в проекте, ребята поближе
познакомились с химией, научились создавать карту знаний, провели занимательные
химические опыты, вырастили свои кристаллы из соли.
Еще один сетевой проект «Молчаливые
свидетели» помог найти информацию об особенностях
постройки замков, познакомил с
историей их возникновения, с великолепием и тайнами, которые хранят их стены. А
создание макета замка позволило моим ученикам реализовать себя в качестве
архитекторов, строителей и дизайнеров.
В заключение
хотелось бы отметить, что исследовательская и проектная деятельность в
образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта в формировании естественнонаучной грамотности младших школьников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий