Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
·
Дать представление о классификации рефлексии.
·
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
·
Cоздать условия для
активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.
Оборудование: презентация, карточки с
буквами, картинки ёлочки, смайлики, приёмы рефлексии.
Ход мероприятия
1.
Организационный
этап
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех
собравшихся в этой аудитории. Думаю, что объединяющим началом нашей
деятельности сегодня станет общее желание пообщаться друг с другом, открыть для
себя что-то новое.
- С каким настроением Вы пришли на мастер-класс? На столе у вас
смайлики. Покажите с помощью смайликов своё настроение. (слайд 1)
Отлично! Постараюсь, чтобы ваше хорошее настроение не изменилось и
всем было комфортно.
2.
Целеполагание,
актуализация знаний
Из букв, выделенных в этих словах, составьте слово. Это ключевое
слово нашего мастер-класса
Получилось слово
«рефлексия».
Тема нашего мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся
на уроке в начальной школе».
Помогите мне поставить цели нашего мастер-класса. (слайд 2)
Я узнаю …..
Я повторю …
Я научусь….
Я смогу …..
А ещё, от нас
ждет помощи одна интересная птичка. Отгадайте, какая?
Кружат снежные
метели,
По ночам трещит
мороз,
На вершине
пышной ели
Лущит шишку
яркий … (клест).
Правильно, клест.
Это он нуждается в нашей помощи.
Он мороза не
боится,
Не страшна ему
зима!
Сосны, ели,
дарят птице
Золотые семена.
Да вот беда,
наши елочки без шишек. Чтобы на елочках появились шишки, надо выполнить
задания.
- Эпиграфом к нашей
работе хочется взять слова Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготованных нам
жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого
себя, исследовать неведомую часть самого себя». (слайд
3)
Слово «рефлексия» давно перестало быть
новшеством. Я думаю, что оно всем знакомо.
А что же
такое рефлексия?
3.
Работа в групах
Предлагаю вам
поработать в групах.
У каждой группы имеется лист,
на котором написано слово «Рефлексия», вам необходимо написать свои ассоциации
с этим термином.
Давайте озвучим свои ассоциации.
4.
Знакомство
с понятием
В словарях
дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд
внутрь себя". Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».
Применительно к урокам, рефлексия — это
этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние,
свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для
чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
·
ради
чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
·
какие
цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
·
какой
вклад в общее дело он может внести;
·
может
ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то
процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и
для учителя.
-Скажите, а на каком этапе нужно проводить рефлексию?
Рефлексия может осуществляться не
только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на
осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного,
понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом,
а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Существует несколько классификаций
рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и
комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По
содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов
(карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно
высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и
занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения
целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме
деятельности: коллективная, групповая, фронтальная,
индивидуальная.
Именно в таком
порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом,
потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это
подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
· Рефлексия
настроения и эмоционального состояния
· Рефлексия
деятельности
· Рефлексия
содержания учебного материала
Рефлексия
настроения и эмоционального состояния.
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного
материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не
понравилось", "интересно / скучно", "было весело /
грустно".
Данный вид рефлексии помогает учителю
оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И
наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался
скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам
бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить
даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами
или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные
карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после
объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради
установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив,
согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное
стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты
чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже
самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых,
учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет
учащимся настроиться на восприятие темы.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального
состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального
контакта с учащимися, и в конце деятельности. Учитель использует ее, чтобы
выяснить, насколько комфортно учащиеся себя чувствуют на уроке, каков
эмоциональный фон.
Рефлексия
деятельности
даёт возможность
осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Анализируя свою деятельность, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем
результат. А в случае неудачи, учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие
моменты обратить внимание в следующий раз. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность
оценить активность каждого на разных этапах урока.
• Что я делал? С какой целью? Почему я это
делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы,
которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т. е. умеющие осознавать свою деятельность.
Рефлексия
содержания учебного материала используется для
выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его
итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый
оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою
активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных
форм работы.
Распределите предложенные приёмы
рефлексии по видам.
5. Практическая работа
Проверим, как мы справились с работой.
Рефлексия настроения
·
«Художник».
·
«Дерево чувств».
· «Смайлики».
· «Лесенка
настроения»
·
«Солнышко и тучка».
Рефлексия
деятельности
·
Лесенка успеха.
·
Дерево успеха.
·
Вагончики.
· «Наряди ёлку»
Рефлексия содержания учебного
материала
·
«Закончи предложение».
·
«Плюс –минус –интересно».
·
Cинквейн (пятистишие).
·
Пометки на полях (инсерт, маркировка)
6.
Как правильно
использовать рефлексию — 3 совета
Меняйте
приемы
Если вы бесконечно используете одни и те же
приемы рефлексии, высока вероятность, что уроки перестанут быть интересны
детям, а их оценки станут предсказуемыми.
Задача учителя в том, чтобы постоянно
обновлять корзину идей и побуждать класс думать, а не идти по накатанной.
Адаптируйте
задания под возраст
Понятное дело, что примеры рефлексии после
урока «Лестница успеха» или «Вагончики» пройдут на ура в начальной школе и
вызовут в лучшем случае смех на уроке алгебры в старших классах
Адаптируйте задания под возраст подопечных.
Усложняйте, упрощайте, делайте более красочными или, наоборот, лаконичными.
Подходите к процессу максимально творчески.
Применяйте
одинаковые маркеры хорошо/плохо
Например, в рамках одного урока вы сказали,
что красное яблоко означает успех, а в рамках другого — непонимание материала.
Такие расхождения сбивают с толку детей, особенно
в начальных классах.
Именно поэтому важно выработать для себя
оценочные характеристики рефлексии, чтобы не только вам было легко работать с
детьми, но и детям с вами.
7.Рефлексия
С задание справились, последнюю шишечку
можем повесить на нашу ёлочку. Обед для клеста готов, следовательно, наш
мастер-класс подходит к завершению. Осталось выяснить достигли ли мы
поставленных целей.
- Какие приёмы рефлексии заметили во время
мастер-класса?
- Какие Вы используете у себя на уроках?
Предлагаю
вам дополнить предложения:
1. сегодня я узнал...
2. было трудно…
3. я понял, что…
4. я научился…
5. я смог…
6. было интересно узнать, что…
7. меня удивило…
8. мне захотелось…
Большое спасибо за отличную работу.
Покажите с помощью смайликов своё настроение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий