Олимпиадные задания ( рус. яз. и лит.)

Прямое и переносное значение слова 

1.К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

  • Перстень, характер (золотой)
  • Хвост, холод  (собачий)
  • Нервы, трубы (железные, стальные)
  • Жизнь, конфета (сладкая)
2.Подбери общее прилагательное к группе из трёх существительных. Запиши полученные словосочетания.
  •   Ёж, взгляд, куст (колючий)

  • Брошь, осень, медаль (золотая)
  • Музей, документ, событие (исторический)
  • Газета, булка, блузка (свежая)

    3.Составь словосочетания с прилагательным красный, в следующих            значениях: а) цвет; б) красивый; в) главный

4.Подбери прилагательное к каждой группе слов, чтобы словосочетания имели «прямое» или «переносное» значение:

  • Век, середина, правило (золотой)
  • Удар, система, затмение  (солнечный)
  • Суп, шут, чучело (гороховый)
  •   Полюс, буря, поле (магнитный)


Фразеологизмы 

Замени одним словом  

  • обвести вокруг пальца - (обмануть)
  • бить баклуши - (бездельничать)
  • вставлять палки в колёса - (мешать)
  • водить за нос - (обманывать)
  • выбиться из сил - (устать)
  • пропускать мимо ушей - (отвлекаться)
  • зарубить на носу - (запомнить)
  • чесать языки – (болтать)
  • прикуси язык – (замолчи)

  • клевать носом – (дремать)
  • мозолить глаза – (надоедать)
  • попасть впросак - (запутаться)
  • раскинуть умом - (подумать)

Подбери к предложениям фразеологические сочетания:

  • Очень старательно что-либо охранять (беречь как зеницу ока)
  • Появляться быстро и в большом количестве (как снег на голову)
  • Чувствовать себя легко и непринуждённо (как рыба в воде)
  • Обещать что-нибудь и не выполнять (водить за нос) 

Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией

  • Сидеть сложа руки  ------ (Не покладая рук)
  • Во всю Ивановскую (кричать)  ------  (Воды в рот набрать)
  • На чужой шее сидеть        -------   (Своим горбом жить)

Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.

Ответ:

  • Рукой подать — рядом, близко.
  • Работать не покладая рук — работать усердно.
  • Легкая рука — о том, кто приносит удачу.
  • Правая рука — надежный помощник.
  • Чужими руками жар загребать — присваивать чужой труд.

Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары.

Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает, семи пядей во лбу, олух царя небесного, дать маху, ходить вокруг да около, брать быка за рога, попасть в точку.

Ответ:

Кот наплакал - куры не клюют, слова не вытянешь - рта не закрывает, семи пядей во лбу - олух царя небесного, дать маху - попасть в точку, ходить вокруг да около - брать быка за рога.

Вспомни, какие животные «живут» во фразеологизмах:

Пишет, как курица лапой.

На сердце кошки скребут.

Комар носа не подточит.


Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.

На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.

От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.

Ответ: 

1. На субботнике наш класс хорошо работал, засучив рукава.                          

От моего дома до школы очень близко, рукой подать. 

Заменить данные словосочетания одним словом.

Из рук вон -  плохо.                                                         

Бить баклуши-  ничего не делать.

Как снег на голову - неожиданно.                                                    

Шевелить мозгами- думать.

На веки вечные - навсегда.

Пословицы

Отгадайте Пословицы по двум ключевым словам.

Свет – тьма; труд – лень; встречают – провожают; погибай – выручай.

Ответ:

                   Ученье – свет, а  не ученье – тьма

                   Труд кормит, а лень портит.

                  Встречают по одёжке, провожают по уму.

                  Сам погибай, а товарища выручай.


Вставь пропущенные слова.

     Держать .ушки.. на макушке.

По .одежке.. встречают, а по .уму.. прово­жают.

Дело .мастера.. боится.

Луч света в .темном.. царстве.

 Безударные гласные в  корне слова 

Вставь пропущенные буквы.

  • ПримИрять друзей – примЕрять платье;
  • запЕвать в хоре – запИвать лекарство;
  • залИзать раны – залЕзать на крышу;
  • отвОрить дверь – отвАрить картофель;
  • увИдать издали – увЯдать без воды;
  • посИдеть на скамейке – посЕдеть от времени; 
  • полОскать бельё – полАскать котёнка;
  • развЕвается флаг – развИвается малыш 


 Части речи

Над  каждым словом надпишите части речи

  •   Простой трактора произошёл по простой причине.  
  •   Глухой  глухого звал к суду судьи глухого.
  •   Посадила мама в печь пирожки с капустой печь.
  •   Снежное покрывало покрывало всё поле. 
  •   Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно. 
  • За рекой находится село. Солнце село за горизонт. 
  • Бабка Дарья холст чернила, внучка пролила чернила. 

  • Деревенский старожил сад колхозный сторожил. 

    Какие слова можно отнести к разным частям речи?

                 Рой, мой, закрой, простой, печь, спой, вой, открой,                         раскрой.

           Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно             было определить, какими частями речи они являются. 

   Подчеркни слово(а), у которых нельзя однозначно  определить к какой части речи они относятся.

          Жгут, глас, надел, марка, шинель, кимоно, рой, шорты,                  дали, стекло, жаркое.

Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. (Составь с ними словосочетания)

К какой части речи относятся выделенные слова? 

На то и печь, чтобы хлебы печь. Ведро дало течь, и вода стала течь.  

Определи какой частью речи являются подчеркнутые слова.

В поля, не кошеных косой, (сущ.)

Всё утро дождик шёл косой. (прил.)

Дочь грома капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо земли, боясь взглянуть,

Скользнув с небесного стекла, (сущ.)

В ладонь цветка она стекла. (глагол) 


Имя существительное

Выпиши имена существительные, у которых нет формы единственного числа.

Бигуди, усы, санки, коньки, лыжи, грабли, сутки, ворота. 

Ответ: бигуди, санки, грабли, сутки, ворота.


Поставь слова во множественное число

Человек -  люди

Лист (бумаги) - листы

Лист (дерева) - листья

Зуб (волка) - зубы

Зуб (пилы) - зубья


Какие из данных слов  обозначают  группу людей?  Подчеркните.

Толпа, гурьба,  стадо,  орава,  стая,  куча. 

1.   

     В каждой группе слов найди «лишнее».  Подчеркни.

1. а) Молоко, бревно, пальто, число, весло. (несклоняемое существ.)

б) Клевета, забота, победа, красота, весна. (не имеет мн. числа)

в) Вишня, тётя, дядя, мечта, мопед. (не I склонение)

г) Они, мы, сани, вы, ты. (не местоимение)

д) Щавель, прорубь, рояль, пень, шампунь. (сущ. не м. рода)

Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа:

яблоко, помидор, телёнок, килограмм, чулки, сапоги.

Ответ:

Яблоко - яблок, помидор- помидоров, телёнок- телят, килограмм - килограммов, чулки - чулок, сапоги - сапог.


Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.

На сосне и на березе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне.

Звуки и буквы

Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречается звуки [а] и [о].

               Посмотрите, дом стоит,

                До краёв водой налит.

               Без окошек, но не мрачный

               С четырёх сторон прозрачный.

               В этом домике жильцы –

               Все прекрасные пловцы. 

Ответ: аквариум; [а] – 16 раз;  [о] - 8 раз.   


Сколько раз звук [о] встречается в предложении:

Звенят во все колокола.  

   Ответ: 0

Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.

 Лей -         шей -     шёл -     лёд -  

Ответ: Ель, ешь, ложь, толь. 

 

Перед тобой транскрипция (фонетическая запись) нескольких слов. Запиши эти слова.

[дошт’], [ т’этрат’], [фарэл’], [тр’эл’], [л’эсн’ица], [бал’эзн’]. 

Ответ: дождь, тетрадь, форель, трель, лестница, болезнь.


Составьте транскрипцию слова, взяв четвертый звук от слова крылья, четвертый звук от слова единый, третий звук от слова визг и ударный гласный  от слова тетрадь . Какое слово получилось? Запишите его буквами.

    Ответ: [лиса] - лиса

Прочитайте стихотворение. Выпишите слова со звуком [ш] через запятую. Подчеркните в них буквы, на месте которых вы слышите звук [ш].

Захотел малыш Павлуша

Мёда сладкого покушать,

Взял большую ложку, кружку

И на пасеку полез.

Ответ: Малыш, Павлуша, покушать, большую, ложку, кружку.

Выпиши слова, в которых есть звук [й]

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я-то знал, что так нельзя –

         Жить, извиваясь и скользя ...

Ответ: змея, своя, я, извиваясь.

1.      В каком слове есть только твёрдые согласные?

       Водит, пашешь, верит, велит, смех.

Ответ: пашешь. 

2.      В каком слове количество букв и звуков совпадает?

        Окрестный, пять, зреют, веешь, яд.

Ответ: веешь.

Выпиши слова, в которых совпадает количество звуков и букв: прелестный, семь, веет, ель, рак.

Ответ: ель, рак.

Подчеркни слова, в которых только мягкие согласные звуки:

семья, билет, теперь, кольцо, пять, время, тишь, чаща.

Ответ: семья, теперь, пять, чаща.

Узнай слово, каждая буква которого зашифрована в предложениях-подсказках. Запиши его.

1) Глухой – ф, звонкий….                                             

2) Предпоследняя буква в слове ветер.

3) Стоит за буквой Р в алфавите.

4) Суффикс в слове РЕЧНОЙ.

5) Первая буква алфавита.   

Ответ: весна     

Выпишите слова, где звуков больше, чем букв.

Галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки.

Ответ: галерея, фойе, статуя, союз, баюшки.  

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.

неап, нокус, фражи, наул, лагф, лоень, бурадж, манес, ркао, регоцу. 

Ответ: пена, конус, жираф, луна, флаг, олень, дружба, смена, кора, огурец.                    

Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?

Ответ: 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука: [э] и [й].  

Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в  русском алфавите, получилось 5,10,14,1. Напиши имя мальчика. 

Ответ: Дима

Как-то 8 букв собрались вместе и решили составить слово. Они долго менялись местами и, наконец, это слово получилось, только читалось оно справа налево. Разместились буквы так:

Буквы Е и С стояли после буквы К.

Буква Е стояла перед буквой Т через одну.

Буква О стояла перед буквой К, но после З.

Буква С стояла после буквы Р через одну.

Буква Р стояла рядом с буквой Т, но перед С.

Буква З стояла между буквами А и Е.

Что за слово получилось? Запиши это слово.

Ответ:  СТРЕКОЗА

Состав слова

Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол: столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье.

Ответ: столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье.  

Выпишите слова, в которых есть приставки.

Отрезать, отцовский, отколоть, отдыхать, отрубить.

Ответ: отрезать, отколоть, отрубить.

Составь слово, если в нем:

Корень – из слова моряк.

Окончание – из слова зимний.

Приставка – из слова прилететь.

Суффикс – из слова русский.

Ответ: приморский

    

Комментариев нет:

Отправить комментарий